"Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: первое- это правильное установление конечных целей всякого рода деятельности и второе- отыскивание соответствующих средств, идущих к конечной цели" Аристотель
Урок- это всегда совместная деятельность учителя и учеников как личностей, как субъектов. В словаре русского языка понятие сотрудничества определяется, как «совместная деятельность».
В словаре С.И. Ожегова «Сотрудничество- это работать вместе, принимать участие в общем деле». Педагогика сотрудничества должна стать одним из ведущих принципов обучения. За последние годы гуманная педагогика со всей вариацией гуманно-личностного подхода к детям получила широкое распространение. Сотрудничество насыщает образовательный процесс радостью познания, успеха, взаимоуважением, взаимопониманием. Сотрудничество педагога и учащихся мыслится как объединение их интересов и усилий в решении различных задач. Сотрудничество исключает принуждение к учению. Между учителем и учениками появляется единство, основанное на эмоциях. Сотруднические взаимоотношения делают учащихся субъектами образовательного процесса. Педагог является творцом сотрудничества, которое заключается в его располагающем голосе, добром взгляде, тёплой улыбке, мудром слове, чуткости и разумной требовательности. Сотрудничество имеет и нравственную ценность. Сотруднические взаимоотношения развиваются в каждом ребёнке как качество его личности. Учитель же закрепляет взаимоотношения с детьми путём воспитания в них сотрудничества, создавая ситуации в классе и практикуя в жизни детей задания, которые не выполняются без сотрудничества. Итак, сотруднические взаимоотношения учителя и учащихся являются естественным качеством гуманно-личностного образовательного процесса.
Приёмы, способствующие зарождению и укреплению сотрудничества между учителем и учениками
-
Стимулирующее общение, вызывающее радость учения
-
«Дорисовывание»
-
Приобщение детей к плану урока
-
Этика вербального обращения к учащимся
Вот некоторые приёмы, способствующие зарождению и укреплению сотрудничества между педагогом и учащимися:
Приём 1
Этика вербального обращения к учащимся.
В обращениях педагога к детям должно быть заложено его участие в общем деле. «Давайте вместе подумаем», «Попытаемся», «Может быть, надо сделать так?» и др. Здесь не подходят такие формы обращения как: «Я хочу знать», «Мне интересно», так как они являются проявлениями авторитарного стиля общения, что противоречит сотрудническим взаимоотношениям между учителем и детьми.
Приём 2.
Стимулирующее общение, вызывающее радость учения.
Стимулирующее общение нужно рассматривать как приём воспитания любви и доверия человека к человеку, надежды на человека. Нужно использовать следующую тональность произнесения фраз- располагающую, доброжелательную, понимающую, уважающую, стимулирующую бодрость духа, радость учения, общения, выражающую восхищение, удивление и т.д.
Приём 3.
«Дорисовывание»
В основе этого приёма лежит вера в то, что ученик настроен на совершенствование, что он хочет добиться успеха, т.е. независимо от того, как ученик проявляет себя в данный момент, мы «накладываем» на него «краски», как будто он уже такой, как будто он действительно устремлён к этому. Например: Ученик забыл принести домашнее задание. Учитель, зная, что он особо не переживает, всё же успокаивает его: «Не переживай, ты завтра принесёшь свою работу. Правда?» после нескольких напоминаний в течение дня, ученик выполняет задание. Так «дорисовывается» ответственность, которую учитель хотел бы видеть в ребёнке. Другой пример: «Ребята, у нас радостное событие. Паша, оказывается, очень способный ученик. Посмотрите, он решил все примеры! Давайте поздравим его с успехом и будем ждать большего». Лично Паше можно сказать: «Ты, надеюсь, ещё много раз будешь радовать, правда?» «Дорисовывая» те качества, которые учитель хотел бы видеть в ребёнке, он не только строит вокруг него созидающее мысленное пространство, но также направляет, помогает ученику стать лучше.
Приём 4.
Приобщение детей к плану урока.
Важно, что общение педагога со школьниками должно опираться на утверждение в них свободы выбора деятельности и общения, без которых не мыслится сотрудничество. Пусть ученики зададут тон уроку, пусть определят для себя мотивы учебной деятельности, пусть станут единомышленниками учителя на уроке, пусть почувствуют себя хозяевами урока и осознают свою роль в его творении.
Основные преимущества.
Для учеников
Учащиеся могут самостоятельно планировать своё время, эффективно использовать свои способности.
Учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.
Для учителей
Учитель своевременно ликвидирует проблемы в обучении, при этом выполняет положение о доверии с учащимися
Учитель имеет возможность концентрировать своё внимание на индивидуальных проблемах обучающихся. Основные трудности
Для учеников
• Добиваться поставленных целей
• Ученики должны выполнять определённый объём самостоятельной работы.
• Ученики сами несут ответственность за своё обучение
Для учителей
• Учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе стать помощником ученика в достижении поставленных целей.
• Учителю необходимо изменить структуру стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремлённой и результативной работы каждого ученика на уроке.
Таким образом, использование элементов сотрудничества не заменяет, а удачно дополняет традиционные формы организации учебного процесса в начальной школе. Их успешно можно использовать на различных этапах урока: планирование учебного материала, самостоятельной работы, домашнего задания и т.д. создание на уроке субъект - субъектных отношений способствует развитию у учащихся таких важных учебных умений, как целеполагание, контроль и оценка результатов собственной деятельности.
|